http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=news2&key_news=1472 "Русский журнал": Связан ли процесс создания стандартов высшего педагогического образования с разработкой стандартов общего образования?
Виктор Рябов: К сожалению, нет. На самом деле это должен быть единый процесс. Вуз должен знать, как готовить учителя, а школа – понимать, какого учителя должны готовить в вузе. У нас же школа кивает на вуз, что он плохо готовит учителя, а вуз – на школу, что они плохо учат.
Создалась странная ситуация. Стандарт общего образования разрабатывается давно, создана комиссия Российской академии образования. Одну из комиссий возглавляет директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. Но стандарты до сих пор в процессе разработки.
Что касается высшего педагогического образования, то Федеральным агентством по образованию только объявлен конкурс на их создание. Этот конкурс по трем позициям: психолого-педагогическое, педагогическое направление и специальное образование (специальная педагогика и психология для детей с ограниченными возможностями, для особых спецшкол и интернатов).
В начале года уже был опубликован проект стандарта, разработанный Герценовским педуниверситетом (Петербург), нашим вузом и Московским психолого-педагогическим университетом). Он создавался с учетом двухуровневого образования бакалавр-магистр.
Недавно свой вариант предложил МПГУ. Мы там участвовали по специальному образованию (у нас один из ведущих факультетов – коррекционной педагогики).
Сейчас мы представили заявку на разработку стандартов по психолого-педагогическому образованию. Головной вуз – Психолого-педагогический университет. Нас поддержал Совет ректоров Москвы и секция вузов правительства Москвы.
РЖ: Как все-таки можно писать такие стандарты, не зная, какими будут стандарты общего образования?
В.Р.: Сейчас создается некий макет, первичный вариант. Я надеюсь, что разработка стандартов общего образования. Думаю, когда будет модель педагогического стандарта, конечно, он должен увязываться со стандартом общего образования.
РЖ: Чем модель нового стандарта педагогического образования отличается от той, что была до сих пор?
В.Р.: Мы делаем стандарт, учитывая переход на двухуровневую систему образования. Так вот, уровень вузовского компонента у бакалавров будет составлять 60% (а остальное – федеральный стандарт). А сейчас это только 15%. То есть вуз на 60% будет самостоятельно разрабатывать программу бакалавров.
В магистерской программе 80% будет разрабатывать сам вуз.
РЖ: То есть вузам будет предоставляться большая самостоятельность, чем раньше?
В.Р.: Да. Самостоятельность и творчество. Плюс после заседания Совета по науке и образованию Президент дал ряд поручений. И среди них – разработать программу педагогических практик. Мы в нашем университете ведем такую программу почти десять лет. Это непрерывная педпрактика на 5-м курсе. Если такая практика станет пятым годом в бакалаврской программе (4+1), то это и станет реальной доводкой бакалавра до работы в школе. Как известно, на Западе закончивший вуз бакалавр не имеет права преподавать. Он может делать это только после значительной доводки (после того, как ассоциация тех или иных учителей-предметников допустит его). Педагогическая стажировка даст реальное право для существования бакалавров в школе. Это будет заложено в тех стандартах, которые предлагаем мы.
РЖ: Чем учитель-магистр будет отличаться от учителя-бакалавра?
В.Р.: Магистр будет преподавать только в профильной школе. А профильная школа предполагает более углубленный научно-исследовательский подход к изучению той или иной дисциплины. Это прежде всего проектное образование. Наличие новых информационных технологий. Это деятельность учителя-исследователя.
РЖ: Когда намечено утвердить новые стандарты педагогического образования?
В.Р.: 15 ноября – последний срок подачи документов. А потом все будет зависеть от министерства. Федеральный закон гласит, что с 1 сентября 2010 года вузы не имеют права принимать к себе студентов на обучение специалистов. Только бакалавриат и магистратура. Лишь ряд вузов по техническим сложным специальностям (в МГТУ имени Баумана, МГУ), возможно, получат право на подготовку специалистов. Перечень будет утверждаться правительством РФ.
РЖ: Получается, что необходимость создания новых стандартов в первую очередь связана с переходом на двухуровневую систему?
В.Р.: Конечно. Потому что в корне меняется учебный процесс. Например, на Западе университетская библиотека работает до двух-трех часов ночи, а то и всю ночь. Это огромная нагрузка на студента, это его самостоятельная работа. А значит, и полная переориентация преподавательского состава (нужна высочайшая квалификация). В магистратуре научным руководителем может быть только доктор наук, профессор. Он должен вести максимум трех магистров: разрабатывать для них программу, заниматься с ними по тому направлению, которое они избрали.
Вузы сопротивляются, потому что привыкли идти по наезженной колее. А переход на новую систему требует больших затрат, надо следить за мировым опытом в науке.
Но эти усилия оправданны. Ведь судьбу образования будет решать учитель. Поэтому пока в школах не появится новый современный учитель, владеющий современными технологиями, ничего не изменится. Мы должны подготовить нового учителя.
РЖ: Выходит, все реформы нужно было начинать с педагогического образования?
В.Р.: Конечно. Об этом я долгие годы говорил на совещаниях и семинарах. В принципе модернизация педагогического образования должна происходить постоянно. Но известно, что педагогическое образование во все времена было самым захудалым по материальной базе, оборудованию, по технологическим возможностям. А должно быть наоборот. Президент провозгласил 2010 год Годом учителя. А мне кажется, нужно начинать даже не с учителя, а с его подготовки. С педвуза.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова Источник: Русский журнал, http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Reformy-nuzhno-bylo-nachinat-s-pedagogicheskogo-obrazovaniya
|