В последние годы интерес к изучению проблемы одаренности в нашей стране существенно усилился. Вместе с тем проблематика выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей оказалась малоизученной, несмотря на всю ее актуальность. С нашей точки зрения, в этой области целесообразно выделить три взаимосвязанных направления.
а) Разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей.
б) Создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере ИТ.
в) Выявление позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.
1. Роль компьютеров в обучении и развитии одаренных учащихся.
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М.Коул, С.Пейперт, А.В.Беляева, С.Л.Новоселова, Ш.Текл и др. Однако в указанных работах, как правило, не учитываются особенности обучения и развития Одаренных учащихся. Вместе с тем игнорирование этих особенностей может резко снизить эффективность соответствующих компьютерных программ. Многочисленные исследования показали, что процесс обучения одаренных детей характеризуется ярко выраженной спецификой. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.
Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания, широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Ряд специалистов в области одаренности отмечают, что мера "автономного самообучения" может выступать в качестве своеобразного индикатора, указывающего на наличие выдающихся способностей (Дж. Фримен, Р.Ризенберг, Б.Циммерман, Б.Шоэ, Л.Каневски и др.).
Можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Наши исследования показали, что подобный подход недопустим при обучении одаренных учащихся, поскольку он может усиливать диссинхронию в их психическом развитии. Таким образом, возникает необходимость в создании принципиально новых компьютерных обучающих, и развивающих программ для одаренных школьников, широко использующих новейшие тенденции в развитии ИТ (в том числе методов дистантного обучения).
2. Выявление одаренности в сфере информационных технологий. Области, для которых разрабатываются специализированные методики идентификации одаренности, представлены в психологической литературе крайне неравномерно В отличие от традиционно изучаемых видов одаренности (математических, литературных, музыкальных, психомоторных способностей, одаренности в сфере искусства и т.п.) для сравнительно недавно привлекших внимание исследователей разновидностей одаренности (к их числу относятся, например, социальная одаренность или повышенные способности в применении информационных технологий) еще не разработаны валидные психодиагностические процедуры В период господства однофакторного подхода к изучению одаренности и психометрических тестов интеллекта указанное обстоятельство не являлось столь важным, поскольку предполагалось, что высокий IQ служит надежным "гарантом" одаренности в различных областях человеческой деятельности. Смена парадигмы привела к краху однофакторного подхода и к укреплению представлений о существовании качественно своеобразных видов одаренности, требующих специфических методов диагностики. Таким образом, возникла актуальная проблема создания новых диагностических процедур, позволяющих идентифицировать различные (в том числе скрытые) виды одаренности.
Несмотря на высокую популярность профессий, связанных с применением компьютеров, проблеме выявления одаренности в области ИТ уделяется мало внимания. Так, недостаточно разработанными оказались методы выявления способностей к программированию. В подавляющем большинстве случаев для этих целей по-прежнему используются традиционные тесты интеллекта или же методики, направленные на диагностику математических способностей. Вместе с тем проведенные нами исследования показали, что мнения экспертов (преподавателей информатики в школе и в ВУЗе) относительно способностей учащихся в сфере ИТ очень часто не совпадают с результатами, полученными с помощью тестов интеллекта и методов диагностики математических способностей. Это обстоятельство не позволяет считать указанные методы валидными при решении задач, связанных с выявлением одаренности в области ИТ. Кроме того, при анализе феномена одаренности недопустимо ограничиваться лишь изучением интеллектуальной сферы субъекта. Полученные нами данные указывают на необходимость специального анализа феномена увлеченности учащихся работой с компьютерами, а также специфики проявления творческих способностей в условиях использования новых ИТ.
3. Выявление психологических последствий информатизации на развитие одаренных детей.
Многочисленные исследования показали, что диссинхрония в психическом развитии одаренных детей представляет собой не исключительное, а напротив, весьма типичное явление. Высокий уровень интеллектуального развития не гарантирует столь же высокого уровня развития психомоторных и коммуникативных способностей. Широкое использование новых ИТ может привести к существенному усилению негативных аспектов подобной диссинхронии. В условиях информатизации имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п. Специальное внимание, с нашей точки зрения, необходимо уделить и феномену хакерства. Нами был проведен опрос 900 человек (в число опрошенных входили представители различных возрастных групп и различных профессий). Многие из них считают, что хакеры обладают весьма высоким уровнем интеллектуального развития и ярко выраженными творческими способностями. Вместе с тем для подтверждения (или же, напротив, опровержения) этих "житейских" представлений настоящее время явно не хватает соответствующих научных данных. Отсутствует также общепринятая точка зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновенинию феномена хакерства. Наиболее часто упоминаемые гипотезы связывают его с трудностями дефектами в общении, а также со стремлением к самоутверждению. Согласно нашим данным, хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот сложный и много аспектный феномен требует специального изучения. Учет психологических последствий информатизации позволит избежать многих негативных явлений, связанных с широким использованием компьютеров при обучении и развитии одаренных учащихся.