Лингвист ДВ
your slogan
Суббота, 20.04.2024, 11:44


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Одаренные дети галазами педагогов [6]
Статьи и программы

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 430

Главная » Статьи » Развитие одаренных детей » Одаренные дети галазами педагогов [ Добавить статью ]

Готовим к олимпиаде по литературе 9 класс
ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ

 9 КЛАСС

I ТУР

Комплексный анализ художественного текста

Напишите рецензию (отзыв) на рассказ В. В. Набокова «Гроза»

В. В. Набоков

ГРОЗА

 На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы. В тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.

Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате – он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, - старьевщиков, закупателей пустых бутылок, нет-нет – разрыдается искалеченная скрипка; и однажды пришла тучная белокурая женщина, стала посреди двора, да так хорошо запела, что их всех окон свесились горничные, нагнулись голые шеи, - и потом, когда женщина кончила петь, стало необыкновенно тихо, - только в коридоре всхлипывала и сморкалась неопрятная вдова, у которой я снимал комнату.

А теперь там внизу набухала душная мгла, - но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, - и вдруг – прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени рук, волос, ловили улетающие рамы, звонко и крепко запирали окна. Окна погасли. И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. И стало тихо, как тогда, когда замолкла нищая, прижав руки к полной груди.

В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею, - и сон мой был полон тобой.

Проснулся я от того, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло. Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница порока. Светом сумасшествия, пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих:  вороная масть, гривы – фиолетовый пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, - а кони, взмахивая пылающими гривами, летели – все буйственнее – вниз по тучам, вниз. Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, - и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, .прыгнул в сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

Громовержец, павший на крышу, грузно встал, плесницы его заскользили, он ногой пробил слуховое окошко, охнул, широким движением руки удержался за трубу. Медленно поворачивая потемневшее лицо. он что-то искал глазами – верно, колесо, соскочившее с золотой оси. Потом глянул вверх, вцепившись пальцами в растрепанную бороду, сердито покачал головой, - это случалось, вероятно, не впервые - и, прихрамывая, стал осторожно спускаться.

Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. Гроза отлетела, но еще веял дождь. Восток дивно бледнел.

Двор, что сверху казался налитым густым сумраком, был на самом деле полон тонким тающим туманом. Посередине, на тусклом от сырости газоне, стоял сутулый, тощий старик в промокшей рясе и бормотал что-то, посматривая по сторонам. Заметив меня, он сердито моргнул:

- Ты, Елисей?

Я поклонился. Пророк цокнул языком, потирая ладонью смуглую лысину.

 - Колесо потерял. Отыщи-ка.

Дождь перестал. Над крышами пылали громадные облака. Кругом в синеватом, сонном воздухе плавали кусты, забор, блестящая собачья конура. Долго шарили мы по углам, - старик кряхтел, подхватывал тяжелый подол, шлепал тупыми сандалиями по лужам, и с кончика крупного костистого носа свисала светлая капля. Отодвинув низкую ветку сирени, я заметил на куче сору, среди битого стекла, тонкое железное колесо, - видимо, от детской коляски. Старик жарко дохнул над самым моим ухом и, поспешно, даже грубовато отстранив меня, схватил и поднял ржавый круг. Радостно подмигнул мне:

 - Вот куда закатилось...

Потом на меня уставился, сдвинув седые брови, и, словно что-то вспомнив, внушительно сказал:

 - Отвернись, Елисей.

Я послушался. Даже зажмурился. Постоял так с минуту, и дольше не выдержал...

Пустой двор. Только старая лохматая собака с поседелой мордой вытянулась из конуры и, как человек, глядела вверх испуганными карими глазами. Я поднял голову. Илья карабкался вверх по крыше, и железный обод поблескивал у него за спиной. Над черными трубами оранжевой кудрявой горой стояло заревое облако, за ним второе, третье. Мы глядели вместе с притихшей собакой, как пророк, поднявшись до гребня крыши, спокойно и неторопливо перебрался на облако и стал лезть вверх, тяжело ступая по рыхлому огню.

Солнце стрельнуло в его колесо, и оно сразу стало золотым, громадным, - да и сам Илья казался теперь облаченным в пламя, сливаясь с той райской тучей, по которой он шел все выше, все выше, пока не исчез в пылающем воздушном ущелье.

Только тогда хриплым утренним лаем залился дряхлый пес и хлынула рябь по яркой глади дождевой лужи; от легкого ветра колыхнулась пунцовая герань на балконах, проснулись два-три окна, и в промокших клетчатых туфлях, в блеклом халате я выбежал на улицу и, догоняя первый, сонный трамвай, запахивая полы на бегу, все посмеивался, воображая, как сейчас приду к тебе и буду рассказывать о ночном, воздушном крушении, о старом, сердитом пророке, упавшем ко мне во двор.

II ТУР

Интерпретация поэтического текста

Вопрос о мастерстве или искусстве перевода – это вопрос о свободе переводчика, о том, в какой мере чужеземный оригинал предстает фактом другой культуры, приобщается к ней, естественно входит в нее, - иными словами, становится ли перевод бесстрастным зеркалом оригинала или результатом сотворчества поэта и переводчика. Дмитрий Усов создал изящный опыт литературной игры, столь характерной для поэзии серебряного века, и показал на русском языке специфику поэтического перевода.

Д. Усов

ПЕРЕВОДЧИК

 Недвижный вечер с книгою в руках.

И ход часов так непохож на бегство.

Передо мною в четырех строках

Расположенье подлинного текста:

 

"В час сумерек звучнее тишина,

И город перед ночью затихает.

Глядится в окна полная Луна,

Но мне она из зеркала сияет".

 

От этих строк протягиваю нить,

Они даны не уже и не шире.

Я не могу их прямо повторить,

Но все-таки их будет лишь четыре:

 

"В вечерний час яснее каждый звук,

И затихает в городе движенье.

Передо мной не лунный полный круг,

А в зеркале его отображенье".

 Проанализируйте стихотворение. При желании вы можете использовать предлагаемые вопросы или идти своим путем.
Как изменяется образный ряд стихотворения при «переводе»?
Обратите внимание на образ зеркала. Каков смысл в акцентировании этой темы в первом и четвертом четверостишиях?
Чем отличается синтаксический строй предложений и как это влияет на общий смысл «перевода»?
Сравните фонетическую организацию (частоту и упорядоченность звуковых повторов) обеих строф.
В чем различие первого и четвертого четверостиший?

III ТУР

 История и теория литературы, культура

I. Знание текста художественного произведения

1. Приведены цитаты, характеризующие литературный персонаж; одна из них к нему не относится. Вычеркните ее. Назовите имя героя.

а) «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам…»

б) «…набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава а l'imbйcile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах».

в) «…не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо…»

г) «На второй было закрытое платье gris de perles, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины».

2. Определите название произведения и его автора по отрывку.

а) «Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».

б) «Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялас зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

в) «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались…»

г) «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег  и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».

3. Назовите драматургические произведения, в которых встречаются следующие персонажи

Февронья Петровна Пошлепкина, Петрушка, старуха Хлёстова, Иван Лазаревич Растаковский, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, Андрей Иванович Чмыхов, департаментский сторож Михеев, Кутейкин, Цифиркин.

4. Перу какого автора принадлежат портретные описания?

а) «…молоденькая, шестнадцатилетняя, с золотистыми волосами весьма ловко и мило приглаженными на небольшой головке. Хорошенький овал лица ее круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною, когда свежее, только что снесенное, оно держится против света в смуглых руках испытующей его ключницы и пропускает сквозь себя лучи сияющего солнца».

б) У нее такие бархатные глаза – именно бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего...»

в) «…выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою…»

5. Назовите произведения, заглавия которых построены по принципу антитезы

II. Историко-литературный блок
Современником каких из перечисленных историко-культурных и литературных явлений был А. С. Пушкин и как он к ним относился?

«Северная Пчела», «Зеленая Лампа», «Арзамас», «Колокол», «Полярная Звезда», «Беседа любителей русского слова».

 
Объясните смысл мифологических  имен в приведенных текстах:

 Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой,- кричал,- прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

(А. С. Пушкин. «Рассудок и любовь»)

 «Так бы пришлось внуку Велеса воспеть песнь Игорю…»

(«Слово о полку Игореве»)
В каких произведениях А. С. Пушкин упоминает своих предков?
Распределите произведения А. С. Пушкина в зависимости от места их написания (период южной ссылки, Болдино, Михайловское).

«Узник», «Песнь о вещем Олеге», «Кавказский пленник», «Демон», «Зимняя дорога», «Пророк», «19 октября» «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Моцарт и Сальери».
В истории литературы есть произведения, которые стали вехами ее развития. Расставьте произведения в соответствии со временем их написания. Объясните, что знаменовало их появление. Назовите авторов произведений.  Попытайтесь дополнить этот ряд по заданной логике.

«Руслан и Людмила», «Герой нашего времени», «Мертвые души», «Горе от ума», «Шинель», «Сказание о Борисе и Глебе», «Бедная Лиза», поэма «Кавказский пленник», «Евгений Онегин».

III. Теоретико-литературный блок.
Какими размерами не может быть написано стихотворении, если оно начинается с названных слов?

а) Исторический,

б) медвежий,

в) переслащенный,
г) дубинноголовая.
Определите жанр стихотворения А. С. Пушкина «Мадона», назовите основные признаки жанра. Какие великие поэты любили эту поэтическую форму?

А. С. Пушкин

 МАДОНА

 Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

 

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

 

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

 

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.
Подчеркните в текстах тропы, назовите их, определите стилистическую роль.

«Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя, и подмигивающего, и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунного треньканья».
 (Н. В. Гоголь)
ТРИ КЛЮЧА
 
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ — холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
(А. С. Пушкин)
 
СОЛОВЕЙ И КУКУШКА
 

В лесах, во мраке ночи праздной,

Весны певец разнообразный

Урчит, и свищет, и гремит;

Но бестолковая кукушка,

Самолюбивая болтушка,

Одно куку свое твердит,

И эхо вслед за нею то же.

Накуковали нам тоску!

Хоть убежать. Избавь нас, боже,

От элегических куку!
(А. С. Пушкин)
 
Н. Ф. И.
 
Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значат толки дураков,
И чтоб вам не было печали
От шпор, мундира и усов;
Дай бог, чтоб вас не огорчали
Соперниц ложные красы,
Чтобы у ног вы увидали
Мундир, и шпоры, и усы!
(М. Ю. Лермонтов)
 
1.             Определите жанры произведений по определенным отрывкам.
а) Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
 
б) Ты ропщешь, важный журналист,
На наше модное маранье:
«Всё та же песня: ветра свист,
Листов древесных увяданье...»
Понятно нам твое страданье:
И без того освистан ты,
И так, подвалов достоянье,
Родясь, гниют твои листы.
 
в)  "Приятель дорогой, здорово! Где ты был?" -

"В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;

   Все видел, высмотрел; от удивленья,

   Поверишь ли, не станет ни уменья

      Пересказать тебе, ни сил.

   Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа таровата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

      Какие бабочки, букашки,

      Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

      Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!"

"А видел ли слона? Каков собой на взгляд!

   Я чай, подумал ты, что гору встретил?" -

"Да разве там он?" - "Там".- "Ну, братец, виноват:
      Слона-то я и не приметил".
г) Едва блеснула в ней небесная душа,
И к солнцу всех миров поспешно возвратилась.
 
 

Мечты волшебные, вы скрылись от очей!

       Сбылися времени угрозы!

Хладеет в сердце жизнь, и юности моей

       Поблекли утренние розы!

 

Благоуханный Май воскреснул на лугах,

       И пробудилась Филомела,

И Флора милая, на радужных крылах,

       К нам обновленная слетела.

 

Вотще! Не для меня долины и леса

      Одушевились красотою,

И светлой радостью сияют небеса!

      Я вяну, - вянет все со мною!

 

О где вы, призраки невозвратимых лет,

      Богатство жизни - вера в счастье?

Где ты, младого дня пленительный рассвет?

      Где ты, живое сладострастье?

 

В дыхании весны всё жизнь младую пьет

И негу тайного желанья!

Всё дышит радостью и, мнится, с кем-то ждет

Обетованного свиданья!

 

Лишь я как будто чужд природе и весне:

Часы крылатые мелькают;

Но радости принесть они не могут мне

И, мнится, мимо пролетают.

 5. Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в приведенном суждении.

«В драме «Горе от ума» кульминация композиции происходит в шестом действии, когда Чацкий восклицает: Прощай Россия – страна рабов, страна господ».

 IV. Литература и другие виды искусства

1. Назовите композиторов, написавших оперы на сюжеты названных произведений.

    Мертвые души, Цыганы, Борис Годунов, Русалка, Сказка о золотом петушке, Слово о полку Игореве.

2. Кто из великих русских поэтов вошел в историю как создатель грандиозных мозаик?

3. В творчестве каких деятелей русского искусства продолжилась открытая Лермонтовым тема Демона?

4. Какой крупный поэт Древней Руси составлял из своих стихов фигуры? Кто впоследствии продолжил  традицию фигурных стихов?

5. Какому скульптурному памятнику посвящено известное произведение русской литературы? Назовите  скульптора.





Источник: http://lit-ru.narod.ru/zadania.htm
Категория: Одаренные дети галазами педагогов | Добавил: Елена (10.05.2008)
Просмотров: 6162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024