Презентация (черновой вариант) http://lingvist.ucoz.ru/SETEVOE_SOOBZHESTVO.ppt
Широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс
является насущной необходимостью современного этапа развития российской школы.
Школа информационного общества должна не просто дать ребенку сумму знаний, но и
сформировать у него информационные умения, способствующие его успешной
социализации. ИКТ сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и
творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации,
развития личности ученика.
В связи с
этим учителю сегодня недостаточно ни традиционных информационных источников,
которыми он привык пользоваться, ни стандартных видов учебной деятельности,
которыми он привык оперировать на уроке. ИКТ могут обогатить его
информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении
современных образовательных задач
Участвуя в работе форумов сайта «Сетевого сообщества словесников », вы имеете возможность обсуждать
наиболее важные проблемы педагогической профессии и вопросы использования
различных образовательных технологий. В форумах вы можете поделиться с другими
своим мнением или получить совет от учителей, которые уже сталкивались с
проблемой, подобной вашей
Набери ссылку в адресной строке- и поисовая
система компьютера в течение нескольких
секунд перенесет тебя в УЧИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ-
Где есть методический кабинет и комната психологической разгрузки, библиотека
с безграничным фондом и ежедневник с
напоминанием о знаменательных
датах.
Можно получить консультацию юриста или уже готовый план работы с одаренным ребенком,
Где можно встретиться с друзьями, даже когда
они заняты , получить совет знатока по
непонятной теме…
Какой учитель
откажется от такого клуба- в котором все единомышленники друг друга поддерживают…
Вы удивитесь, если я скажу- что каждый
первый отказывается…
ПОЧЕМУ?
Да потому что набрать
эту заветную комбинацию букв , открывающую вход, ОН НЕ МОЖЕТ-
Не умеет, не знает, какой адрес вводить…
Просто не умеет
работать мышкой…
Насколько это
серьезное препятствие- объяснять не нужно.
Как оно влияет на общую педагогическую
ситуацию?
Прибегну к
метафорическом языку..
Представим себе
пустыню и караван , который движется по ней.
Главный закон
движения каравана гласит:
СКОРОСТЬ КАРАВАНА
ОПРЕДЕЛЯЕТ СКОРОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО ВЕРБЛЮДА.
Наш школьный караван разметала бурная
информатизация –
Наши верблюды(ученики) убежали без поклажи(
без знаний) далеко вперед- всего лишь научившись управлять мышкой, да освоив
пару программ и игр..
А погонщики- учителя остались с жизненно
необходимой поклажей позади…
Абсурдная картина?
НО ОНА ОТРАЖАЕТ
СЕГОДНЯШНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТРЫВ школьников и даже дошкольников от педагогов
Дойдет ли такой
караван до оазиса?
Преодолеет ли он
пустыню*?
Ответ ясен.
Если погонщики не догонят
своих подопечных- те потеряются и погибнут в этой безлюдной пустыне виртуальных
игр , не найдут источника с чистой водой ( не увидят красоты оазиса) и
останутся в этом поле без помощи .
Можем ли мы догнать
нуждающихся в разумных наставниках учеников?Можем- надо идти за ними, только
нельзя медлить.
Но тут –то скрывается
следующая преграда-
Многие не хотят идти
по этому пути. Даже более того категорически отрицают, что нужно идти за детьми…
Почему-
Да потому что чувствуют( но не хотят признать)
свою беспомощность.
Учитель чувствует
себя в диалоге с ИКТ беспомощнее
пятилетнего продвинутого дошкольника-
Потому что отот еще до школы владеет
компьютерным языком, а педагог его не знает…
Но пугает даже не
беспомощность , а нежелание овладевать-
становиться грамотным в новой информационной среде..
В чем причины такого
неприятия нового? В психологических установках: интернет –это зло, компьютер
отучает детей самостоятельно решать те или иные задачи.
Эти психологические
шоры держат педагога на почтительном расстоянии от компьютера…
И даже более того-
можно услышапть и пренебрежительные отзывы-
Да ничего ребенок не делал- в интернете нашел…
Таким образом, наши учителя часто оправдывают
свое нежелание овладевать этим мощным преимуществом современной жизни- огромным
( почти безграничным) информационным океаном.
Это нежелание
усугубляется отсутствием мотивации.и вот уже мы говорим ена разных языках-
учителя на литературном и научном ( который питомцы воспринимают почти как
иностранный) а ученики- на упрощенном
компьютерном( а иногда на албанском) языке с лексикой чатов, асек, форумов-
полубранными и оскорбительными выражениями.
Если говорить о
психологических установках учителя, прежде всего нужно говорить о
профессиональном росте.
В свете компьютерной и информационной беспомощности
педагога кроется причина сужения поляпрофесионального самоопределения.
Из различных
вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек
«шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей
Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до
профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и
профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии.
ЕДИНСТВЕННЫМ ПОЗИТИВНЫМ
СООТНОШЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ
первый вариант-
человек «шире» своей профессии, его профессиональная
Я-концепция приближается к общей Я-концепции.
Готовы ли мы быть шире своей узкой специализации?
Если нет-
Неудовлетворенности и синдрома психологического выгорания не
избежать.
Как изменить сложившуюся ситуацию?
Принять информатизацию образования как единственный
возможный вариант развития педагогики.
Процитирую Людмилу Улицкую:
«Мы не можем выбирать время жизни».
Именно потому что не можем выбирать- сегодняшняя школа, а вернее все простанство
иформационного поля диктует направление
изменения теории и практики взаимодействия педагогов.
Готовы ли мы к ним?
Ответ скорее
отрицательный.
Не стоит, наверное,
повторять, что многие педагоги с трудом
освоили азы компьютерной грамотности и чувствуют себя беспомощными в
работе с компьютером.
Самым опасным , несомненно, является отрыв от
ученика –огромная пропасть , которая отделяет современного ученика,
овладевшего и приемами работы с
компьютером, и технологией поиска информации во Всемирной паутине.
Для такого ученика-юзера
не владеющий информацией учитель- почти динозавр со всеми вытекающими
последствиями( непонимание учащимися
установок, неприятие суждений ,отторжение оценок и требований)
Есть ли какой-то рецепт преодоления этой пропасти между
несведущими педагогами и нуждающимися в наставничестве и мудром совете
учениками?
Отменить поголовную
компьютерную грамотность детей невозможно, значит надо ликвидировать
безграмотность педагогов.
Найдена форма такого ликбеза- это сетевые сообщества, в
которых есть возможность и научить ориентироваться в информационной среде,
находить и обрабатывать необходимую
информацию, и влиться в
современный информационный поток, такой понятный и привычный для
учеников.
Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является
участие в жизни общества. Обучение деятельности происходит в процессе общения
учителяи других членов сообщества. Это общение в эпоху веб 2.0, состоит не
только из слов, но и изображений, мультимедиа и многое другое. Это общение
создает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов,которые
создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества.Для чего нужны сетевые сообщества педагогов?
Ответить можно
просто- для объединения усилий учителей ! А нужно ли объединять
специалистов, которые и без того объединены?
Многие считают такие объединения совершенно
ненужными. Попробуем разобраться – нужны
ли сетевые сообщества ?
Принципы педагогической техники сами
по себе декларативны. Инструментальными их делают конкретные приемы и
технологии. Но и самая лучшая педагогическая техника — только полдела.
Вторая половина — содержание
обучения.
Чему учить? Как учить?
Налицо парадокс: мы должны учить
детей жить в мире, которого не знаем сами, — в мире будущего. Этот парадокс
возник исторически недавно — когда технологические и научные парадигмы стали
меняться в течение одного поколения .
Образование опирается на передачу
знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и
как успеть за наукой?
Налицо парадокс: мы должны учить
детей жить в мире, которого не знаем сами, — в мире будущего. Этот парадокс
возник исторически недавно — когда технологические и научные парадигмы стали
меняться в течение одного поколения .
Все меньше удовлетворяет темпам жизни
и узкоспециальное образование. Ведь чем уже специалист, тем сложнее ему
переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. А решение
современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть
отдаленные последствия.
Общая
статистика сайта ЛингвистДВ
|
месяц
|
Пользователей
|
материалов
|
ссылок
|
март
|
15
|
95
|
73
|
апрель
|
50
|
160
|
127
|
май
|
85
|
240
|
219
|
|
|
|
|
Активных пользователей
|
Март 2
|
Апрель 3
|
Май 4
|
Созданные страницы сайта /форума
|
16 /10
|
26/23
|
27/26( и четыре новых раздела)
|
|
|