Лингвист ДВ
your slogan
Среда, 18.10.2017, 14:13


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Новости интернета [51]
Новости образовательных сайтов

Наш опрос
Что Вы считаете самым важным в школьном обучении?
Всего ответов: 429

Главная » 2008 » Март » 3 » Диалоги о сетевой культуре
Диалоги о сетевой культуре
11:07

Культура видится на расстоянии. И по Сети...

В культуре основанием служит вершина.
Григорий Ландау

Бурное проникновение Интернета в повседневную жизнь привнесло в наш язык достаточное количество понятий, которые постоянно используются для описания реалий виртуальной среды, но до сих пор не закрепились в единственно употребляемом значении. Для называния того или иного явления информационного общества разные пользователи Сети могут применять различные обозначения. И наоборот, описывая различные понятия пользоваться одним и тем же словом. По всей видимости, подобное положение дел обусловлено, в первую очередь, стремительностью развития Интернет-технологий и относительной новизной обусловленных ими явлений. Формирующаяся Сетью терминология только-только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. Но в массе своей обусловленные становлением Интернета явления, большинству из которых нет и десятка лет, еще не кодифицированы в языке. К таким терминам относится и понятие сетевой культуры. Попробуем разобраться, что же это такое.

Культура – 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. Культура древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.*) Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного (спец.). Культура льна. Культура шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. Культуры органической ткани. 5. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Культура производства. Культура голоса (у певцов). Физическая культура. Культура речи.

*Культурный – 2. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурный человек. Культурное общество. Культурно себя вести.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – Москва, 1999. – С. 313-314.

Применительно к понятию сетевой культуры употребимы второе и пятое значение из приведенной словарной статьи. В первом случае определением сетевой культуры может считаться соблюдение определенных поведенческих норм и правил при использовании материалов Интернет-ресурсов, а также нравственных требований в процессе коммуникации внутри Сети. Во втором случае под сетевой культурой можно понимать высокий уровень развития пользовательских навыков, а также умение эффективно работать с информацией, как получая ее из Интернета, так и размещая в Сети.

Еще более обобщая выделенные понятия, мы приходим к тому, что в первом случае речь по сути своей идет о культурном уровне и воспитании человека, с помощью современных информационных технологий включенного в коммуникативный процесс, а во втором – о его степени образованности.

Процент неграмотных – величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать.
Альберто Моравиа

Перефразируя известного итальянского писателя, не заставшего эпохи расцвета Интернета, можно сказать, что в наше время «неграмотные» также умеют (а уж до чего любят!) пользоваться Интернетом. Поражает воображение количество размещенных в Сети и названных громким словом сайт «личных» страниц. Установленные на них счетчики посещаемости упрямо показывают, что данная информации интересна исключительно владельцам этих ресурсов. Или Интернет-страницы с отсканированными из книг текстами, - монотонные, без единого намека на интерактивность. Удивляет инертность и лень старшеклассников и студентов, способных отыскать в Сети множество рефератов по нужной теме, но не утруждающих себя хотя бы скомпилировать из найденной информации собственную работу: меняем титульный лист и сдаем. Безусловно, каждый из перечисленных случаев в большей или меньшей мере требует наличия у человека тех или иных знаний и навыков создания или использования Интернет-ресурсов. Но и медведей в цирке ставят на коньки и выпускают на лед, только от этого их не начинают считать спортсменами. Так и с понятием сетевой культуры как уровня образованности или набора определенных навыков. В этом смысле сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в формате Интернет-ресурса или найти и использовать необходимую информацию. Сюда можно отнести композиционное построение текста, наличие гиперссылок и переходов, удобство меню, выдержанный стиль, - при создании сайтов, - и умение ориентироваться в Сети, а также уверенное использование всевозможных Интернет-коммуникаторов и различных сервисов, - для рядового пользователя. Причем, с развитием сетевого пространства граница между «созидателем ресурсов» и «исключительно пользователем» постепенно стирается. С другой стороны, важно помнить, что со временем, по мере развития технологий, количество требований к культуре подачи и использования информации (повторюсь, в данном случае нас гораздо больше интересует форма и в гораздо меньшей – содержание) только увеличивается.

Проблема повышения сетевой культуры в рассматриваемом значении заключается в проведении разного уровня ИКТ-ликбеза: самообразование, обучение на курсах, повышение ИКТ-квалификации, приобретение навыков использования различных коммуникационных сервисов, включение в сетевое профессиональное сообщество и т.д. 

Сетевая культура как сетевая культурность

Одно из наиболее удачных, на мой взгляд, определений сетевой культуры в значении культурности, которое можно отыскать в Интернете, звучит следующим образом: «Сетевая культура - это бытование ценностей в глобальной электронной среде» (Л.В. Нургалеева, Дихтомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества, ж-л «Гуманитарная информатика»). В таком понимании сетевая культура одновременно и формирует сетевую среду, и формируется ею в содержательном плане. То есть, общий культурный уровень сетевого сообщества определяется совокупностью ресурсов, имеющих художественную, образовательную, научную и др. (развлекательную, в конце концов) ценность. Таким образом, можно выделить составляющие сетевой культуры в значении культурности: во-первых, это художественная ценность контента, во-вторых, образовательная и научная польза конкретных ресурсов и, наконец, культура общения на всевозможных форумах, в блогах и в чатах. Учитывая разнородность тематической направленности информационных ресурсов и форму подачи информации на них, можно говорить о наличии в Интернет-среде множества субкультур, формирующих внутри себя собственные нормы и правила сетевого поведения.

Говоря о формировании сетевой культуры, можно предположить, что процесс этот определяют наиболее популярные информационные и образовательные ресурсы. К таковым можно отнести Интернет-СМИ, электронные библиотеки, каталоги, архивы и т.д. В меньшей мере к ним относятся личные блоги пользователей Сети, поскольку постоянная аудитория отдельных, даже самых популярных дневников, как правило, меньше аудитории перечисленных выше электронных ресурсов. С другой стороны, каждый пользователь блога волен максимально свободно обустраивать собственное пространство. Формируя свою ленту записями других пользователей, меняя список друзей, владелец дневника способен контролировать не только объем и содержание, но и стилистику принимаемой информации. Таким образом формируются сетевые островки единомышленников, - группы людей, близких по духу и манере общения.  Сообществ таких великое множество, это дробит общий «культурный эффект» от блогосферы в целом. Но ощущение сопричастности и комфортная атмосфера для конкретного человека (владельца дневника и его друзей) внутри отдельного блога, безусловно, имеет свое влияние на включенных в это сообщество людей.

Не кормите троллей!

Во многом стиль поведения людей внутри разнообразных сообществ обусловлен предоставляемой Интернетом возможностью анонимного общения. Эта особенность породила явление, имеющее прямое отношение к сетевой культуре и называемое троллингом.

Согласно «Википедии», в Интернет-терминологии слово «тролль» означает человека, размещающего в Сети (в форумах или блогах) провокационные сообщения, которые оттягивают на себя внимание и мешают обсуждению заявленных тем. Тролль хочет почувствовать свою значительность и популярность, произвести неизгладимое впечатление, и для этого пускает в ход любые средства. Обычно это люди, страдающие комплексом неполноценности, разочарованные или уставшие от повседневной рутины. Таким образом люди просто выплескивают в Интернет накопившиеся у них негативные эмоции, параллельно стараясь повысить собственную самооценку. И чем более бурно реагирует сообщество на провокации тролля, тем вероятнее дальнейший троллинг со стороны инициатора. Призывы пользователей Сети не идти на конфронтацию с провокаторами в настоящее время обрели широко употребляемую в Интернет-культуре форму: «Не кормите троллей».

Первые упоминания об Интернет-троллях относятся к 1999 году и принадлежат Джудит Донат. Она подчеркнула двусмысленность идентификации в свободном «виртуальном обществе». Возможно, именно в этом кроется основная проблема уровня сетевой культуры: прикрываясь анонимностью, многие пользователи Сети чувствуют гораздо большую свободу самовыражения, нежели в реальной жизни. Как ни странно, опосредованное Интернетом «Я» может оказаться гораздо более истинным, чем «Я», представляемое человеком реальному миру.
Но поскольку за истинное «Я» пока все же принято принимать реальный, а не виртуальный образ человека, троллинг – это игра в подделку личности. При этом до поры, до времени никто, кроме играющего, об игре этой не знает. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяя общие интересы и проблемы группы. Другие участники форума или блога, если они осведомлены о троллинге и подобных фальсификациях, пытаются выявить уровень искренности его высказываний, и, если в итоге пользователь объявлен троллем, вынуждают его покинуть группу.

Забавно, что «Википедия», так подробно описывающая явление троллинга, совсем недавно сама оказалась в центре скандала, связанного с этим явлением. Выяснилось, что один из модераторов известной онлайн-энциклопедии, представлявшийся профессором теологии, таковым не являлся, а был обычным студентом. За время своего сотрудничества с «Википедией» 24-летний юноша внес изменения в более чем 20 тысяч статей. Каждый раз, когда споры обычных пользователей с горе-редактором заходили слишком далеко, молодой человек в качестве последнего аргумента уповал на свое профессорское звание. После разоблачения фальшивого профессора сообщество онлайн-энциклопедии находится в растерянности. Теперь многие редакторы хотят обнародовать свои имена и ученые степени. Возможно, именно отказ от анонимности поможет соблюдению в Сети элементарных этических норм, которые в силу сложившихся традиций не подвергаются сомнению большинством людей в реальной жизни.

Иные миры

До сих пор законы реальной жизни в массе своей не переносились по кальке на Глобальную сеть. Интернет развивается сообразно собственной логике. В течение нескольких лет создается новая организация взаимоотношений между людьми методами компьютерных коммуникаций, формируется новая сетевая культура и философия. И формы общения в Интернете отличаются от реальных – они альтернативны и виртуальны. Одной из таких альтернативных форм общения является взаимодействие внутри многопользовательских ролевых онлайн-игр.

В многопользовательских ролевых онлайн-играх (Massive Multiplayer Online Role Playing Game, MMORPG) на одной виртуальной площадке могут одновременно играть тысячи человек. Миры подобных игр поражают своим разнообразием, и достаточно долгое время можно заниматься лишь изучением окружающей игрока виртуальной действительности. Но для достижения внутриигровых целей одного изучения виртуального мира мало. Нужно активно взаимодействовать с другими игроками.

Внутри MMORPG люди очень быстро находят общий язык. Процесс узнавания в этих играх основан на наблюдении за поведением человека в игровых ситуациях (их с той или иной долей условности можно перенести на жизнь). Здесь своя культура общения, свои принципы и идеалы.

Интернет очень хорошо скрывает различия и расхождения, так как отсутствует большинство тех физических сигналов-признаков, по которым мы привыкли судить о человеке – одежда, прическа, тембр голоса, акцент, выражения лица, жесты и т.д. Часто в реальной жизни мы не можем поладить с человеком исключительно из-за сознательного или подсознательного непринятия каких-то из перечисленных черт. В онлайн-отношениях добиться расположения гораздо проще, поскольку невербальное восприятие сведено к минимуму. Люди склонны считать своих друзей подобными себе до тех пор, пока не получат о них информации обратного характера. Своеобразная «Интернет - презумпция невиновности». Подобное положение дел отражается не только на бешенном росте популярности MMORPG, но и на формировании определенных норм общения между людьми, вовлеченными в подобные игры.

То же можно сказать и про пользователей Сети, при помощи онлайн-коммуникаторов формирующих свой круг общения из не знакомых им в реальной жизни людей. Многие из тех, кто использует системы коротких сообщений (ICQ, MSN, QIP и т.д.), в большей степени расположены обсуждать личные вопросы именно с теми, кого не знают в реальной жизни.

Высунутый язык Интернета

Упомянутая выше Джудит Донат утверждает, что «в физическом мире <…> нормой является: одно тело – одна идентичность. <…> В виртуальном мире всё иначе. Всё базируется на словах, а не на фактах». Если это действительно так, то, как ни странно это звучит, слова одновременно приобретают невиданное ранее значение и вместе с тем поразительно девальвируются.

В современных условиях развития общества темп жизни день ото дня становится все быстрее и быстрее. Язык реагирует на подобные изменения, но по определению это происходит с неким запаздыванием. В ситуации, когда за минимум времени нужно успеть донести максимум информации, в нашей речи становится все больше коротких слов, а фразы оказываются более емкими и рублеными. В языке Интернета подобные тенденции распространяются гораздо быстрее и принимают порой причудливые формы. Смайлики, аббревиатуры, короткие словосочетания-лозунги, содержащие в себе смысл, переложить который на «классический русский» можно лишь несколькими предложениями, - все это черты бурно развивающейся Интернет-коммуникации. Человек, не знакомый с подобной культурой общения, вполне возможно, и не поймет сразу, о чем, собственно, идет речь (взять хотя бы приведенный выше пример с фразой «Не кормите троллей»).

Наводнившие Интернет и повсеместно употребляемые в нем «новые правила» орфографии и грамматики, неологизмы, слова-символы и символы графические заставляют русистов старой закалки хвататься за голову. Однако, оценивая аудиторию (количество и возраст пользователей) Интернета, можно предположить, что через несколько лет многие «языковые нововведения», свидетелями рождения которых мы являемся, станут нормой и будут кодифицированы в словарях. Да, сетевая культура формируется под воздействием большого числа факторов реальной жизни, но уже сейчас она сама начинает оказывать заметное влияние на множество аспектов реальной жизни.

Закон малинового джема

Неоднократно приходилось слышать утверждение, что раньше русскоязычная часть Интернета была «чище» и «полезнее». Ничего удивительного в подобном утверждении нет. На заре становления Рунета в силу объективных причин доступ к Сети имели знающие, образованные люди с хорошим достатком. Они же создавали первые русскоязычные сайты, интуитивно нащупывали законы сетевого взаимодействия. Думаю, подавляющее большинство этих людей, открывая свои первые ресурсы, чувствовали ответственность перед немногочисленной на тот момент аудиторией. Именно личными качествами первых пользователей Сети в большей степени определялась и форма подачи информации, и содержание первых ресурсов. Чем более многочисленной и одновременно с этим более молодой становилась аудитория Интернета, тем более «легким» и «безответственным» оказывалось содержание подавляющего числа сайтов. Информационное поле Рунета постоянно расширяется и с охватом все большей аудитории в Сеть привносятся новые модели общения. С включенностью в Глобальную паутину всех слоев общества (миф или реальность?!) уровень сетевой культуры станет просто-напросто отражением культурного уровня нашего общества. Аналогичную ситуацию на протяжении чуть более долгого срока уже можно было наблюдать на примере развития телевидения. В итоге мы имеем то телевидение, которое заслуживаем; а телебоссы, говоря о построении программной сетки вещания и качестве отдельных программ, оперируют железными аргументами: «Пипл хавает» и «С рейтингами не поспоришь».

Как гласит сформулированный Стэнли Хаймоном закон малинового джема: «Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой». И в этом невозможно никого винить, такое положение дел вполне естественно для любой стороны нашей повседневной жизни. Существует классическая музыка, поп-культура, рок, панк и т.д. И приверженцы разных музыкальных вкусов вряд ли по собственной воле пересекутся в одном концертном зале. Также и любой пользователь Интернета самостоятельно выбирает собственную траекторию движения по Глобальной сети.


Бражник Александр Владимирович

http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=162




Просмотров: 914 | Добавил: lingvist | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Новая интернет-культура, как и всё растущее, имеет перекосы и неровности, она только формируется и хорошо было бы, если бы формирование привело к повышению общей культуры.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017