Лингвист ДВ
your slogan
Среда, 28.06.2017, 17:01


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Инновационные технологии [18]
Статьи об инновациях

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 298

Главная » Статьи » Инновации в образвании » Инновационные технологии [ Добавить статью ]

Принципы оптимизации инноваций в образовании
Для преодоления современного резкого обострения информационно-педагогического кризиса становятся уже недостаточными прежние, в основном эмпирические, способы. Необходима новая теория, в особенности теория оптимального обучения, требующая методологического анализа исходных понятий, их определения и интеграции. К числу таких понятий относится, прежде всего, само понятие оптимальности, которое по разному понимается в литературе. В истории философии и науки под оптимумом (наилучшим состоянием) понималась и понимается, с одной стороны, «золотая середина» Аристотеля, с другой — максимум или минимум той или иной характеристики процесса или системы (Лейбниц). Интегрируя эти определения с учетом данных современной науки и философии, будем под оптимумом понимать такое состояние системы, которое экстремально по главной (оценочной) характеристике и соответствует мере («золотой середине») по второстепенным характеристикам. Данное определение оптимальности ориентирует на выделение главных компонентов (характеристик) в обучении и их максимизации при одновременном удержании в пределах меры второстепенных компонентов.

Известно, что теория может быть изложена тремя способами: историческим, эвристическим и аксиоматическим. Для целостного и относительно краткого изложения теории исторический и эвристический подходы неудачны. Они обычно обходят основные предпосылки и предположения теории, не выясняют ее логическую структуру и глубинный смысл. По мнению ряда авторов, аксиоматический метод тоже является несовершенным, но лучшим из имеющихся в нашем распоряжении способом формулировки и изложения теории. По моему мнению, метод аксиом пригоден только для тех наук, где понятия обладают стабильностью, достаточной для однозначных предписаний формальной логики, то есть прежде всею в самой формальной логике и математике, что же касается естественных, и особенно гуманитарных наук, то здесь такой метод вряд ли приемлем.

Для ряда теоретических наук С.И. Вавилов и И.В. Кузнецов предложили метод принципов. Этот метод обеспечивает содержательность, системность и логичность изложения, так как уменьшение начальных понятий и предпосылок теории ведет к увеличению связи между ними, то есть к увеличению системности теории. Уменьшение исходных принципов теории при углублении и расширении их содержания ведет к облегчению математизации теории и к увеличению ее эвристичности, проверяемости и практичности. Все эти достоинства метода принципов достаточно обоснованы и не вызывают возражений. Но его название, да и звучание, можно улучшить. Поскольку системное построение теории, основанное на минимальном числе исходных и логически связанных принципов, принято называть концепцией, то и данный метод, наверное, лучше называть концептуальным методом. Этим названием и будем пользоваться в дальнейшем.

Разработан концептуальный метод прежде всего для применения в физико-математических теориях. Однако вспомним, что в философии этот метод построения теории (метод поиска самых общих логически связанных оснований, принципов и причин понимания бытия) восходит к первым античным философам и, в особенности, к творчеству Платона и Аристотеля. Под влиянием позитивизма и необоснованного отождествления создания единых обобщающих научных и философских теорий со стремлением к тоталитаризму концептуальный и теоретико-философский подход утратил свою популярность в науке ХХ века. Успехи в создании концептуальных теорий в ХХ веке (относительности, квантовой механики, теории информации, синергетики и других фундаментальных научных и единых общенаучных теорий) возвращает к концептуальным методам в физико-математических и естественных науках и показывает необходимость восстановления фундаментальной философской и общенаучной методологии не только в естественных, но и в гуманитарных науках. Именно концептуальная и философская глубина той или иной науки, системно построенной на минимальном числе предельно общих принципов, обеспечивает ей ту содержательную простоту, которая, говоря словами поэта, «раскрывает сложность сути, а не скрывает пустоту» и помогает в усвоении и использовании огромного количества информации.

Концептуальный метод предполагает определенную степень подготовленности студентов и представляет известные трудности для восприятия. Учитывая это, Гильберт и Бунге советуют придерживаться в обучении разумного компромисса между аксиоматическим эвристическим и историческим методами. Однако уточним эту точку зрения для случая концептуального метода. Прежде всего отметим, что если и есть некоторые основания для противопоставления аксиоматического и эвристического методов, то оно почти теряет смысл для противопоставления эвристического и концептуального методов, так как последний в большой степени ориентирован на приложение и открытие новых не только фактов, но и теорий. Если говорится, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория, то с не меньшим основанием можно сказать, что нет ничего и эвристичнее. Кроме того, хорошо известно диалектическое положение о совпадении исторического и логического методов. Все это позволяет уточнить положение о разумном компромиссе между различными методами обучения.

Опираясь на изложенный выше материал и определение оптимальности, сформулируем принцип оптимизации обучения. Максимальное понимание, запоминание, эвристическое и практическое приложение
наук достигается на основе максимального овладения студентами концептуальными методами построения и изложения наук. Что же касается других методов (практического применения, исторического, эвристического и т. д.), то в изучении их следует соблюдать меру («золотую середину»). Интервал же данной меры зависит от специфики изучаемого предмета, степени теоретической разработки данной науки, уровня подготовки студентов, особенностей их профессиональной ориентации. На такой подход ориентировано, прежде всего, университетское образование. Не даром университетское образование получает все большее распространение и признание во всем мире. Получило оно распространение и в нашей стране, но во множестве институтов, переименованных в последние годы в университеты, и во вновь открывшихся университетах такое признание и такая ориентация пока носит чисто словесный и формальный характер.

Чтобы предлагаемое соотношение методов в образовании, опирающееся на опыт передовых университетов и идеи выдающихся ученых и педагогов, стало инновацией нашего высшего образования ХХI века, необходимо понимание и признание такого соотношения в нашем научном и педагогическом сообществе с дальнейшим транслированием концептуальных методов в их оптимальном соотношении с другими методами в студенческую среду.
В настоящий момент наша страна и наша педагогическое сообщество после множества непродуманных перестроек, реформ и преобразований находится в состоянии неустойчивости и хаотичности. В этих обстоятельствах, говоря языком синергетики, неустойчивая среда при условии возникновения положительной обратной связи может многократно усилить малые резонирующие с ней возмущения (в данном случае — новые идеи) и придать им новое упорядоченное макро состояние (в данном случае — общепедагогическое, общегосударственное), то есть идея может оказаться очень перспективной.

Итак, оптимальным подходом к инновациям в образовании является искусство выбора таких настроений, взглядов, представлений и понятий, преобладающих в педагогической среде, которые могут войти в резонанс с предлагаемыми методами обучения и обеспечат максимально возможное в данных условиях восприятие, понимание, запоминание и практическое приложение информации. Для введения оптимального обучения необходимо найти в культуре общества такие интегративные идеи, культурные, философские и педагогические традиции, опираясь на которые можно будет обеспечить этот максимум. Удачным примером поиска интегративных идей и подходов в образовании является введение в учебные программы гуманитарных вузов и факультетов курса концепций современного естествознания. Этот курс позволит
гуманитариям частично освоить огромный накопленный естественниками опыт применения концептуального метода в оптимизации построения и изложения своих предметов.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что предлагаемая оптимизация методов образования и их инноваций найдет резонансный отклик среди педагогической общественности.     


Источник: http://anthropology.ru/ru/texts/aseev/educinnov_04.html
Категория: Инновационные технологии | Добавил: lingvist (01.04.2008) | Автор: Асеев В.А.
Просмотров: 1055 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017