Программы по литературе, предназначенные для работы в школе, можно условно разделить на две большие группы. Одна, в которых для каждого класса сохранён прежний, хронологический, историко-литературный принцип организации учебного материала при определённом изменении содержания литературного образования, и другая, в основу которых положены иные принципы, например жанровый или проблемно-тематический.
Большинство школ России, особенно сельские школы, работают сегодня по программе “Литература. 1—11-й классы” под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (1997 или 1999 г.). К сожалению, при нынешнем тотальном дефиците финансовых средств на школьное образование, дороговизне учебников, невозможности многих учителей выписывать методическую периодику существуют классы, где учитель использует и более старые программы, что, как ни странно, допускают “нищие” отделы образования на местах. В этих школах программу 1997 года до сих пор именуют “новой”, а обо всех программах, вышедших позднее, либо вовсе не слыхали, либо терпеливо ждут, когда же, наконец, очередь дойдёт и до обновления учебных фондов в их забытой богом школе.
Сегодня же складывается впечатление, что и эта, уже почти десятилетие отслужившая программа, к которой для каждого класса существует полный комплект учебников, хрестоматий, методических советов для учителя, сборников упражнений и дополнительных материалов к урокам “Читаем, думаем, спорим”, накануне ухода в прошлое. Работать по этой программе, конечно же, ещё можно, но с учётом того, что в 9-м классе, по указаниям Министерства образования (см.: “Вестник образования”, 2000, № 6, с. 71) следует использовать не традиционный линейный курс, а придерживаться новой, концентрической структуры, начиная обучение со “Слова о полку Игореве” и заканчивая лирикой А.Т. Твардовского. И учебник для этого должен быть тоже “концентрическим”, то есть выпущенным не ранее 1996 года, например учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, И.С. Збарского “Литература. 9-й класс” издательства “Просвещение”.
К 2000 году авторский коллектив этой программы преобразовался в два новых объединения учёных-методистов, создавших соответственно две новые программы с разными образовательными принципами и установками: первая — Литература. 5—11-й классы / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2000, и вторая — Литература. 5—11-й классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2000.
Методисты |
Переходов: 379
| Добавил: Наталья БЕЛЯЕВА
| Дата: 17.04.2008
|