Как не поддаться стадному чувствуАвтор статьи Гай Кавасаки (Guy Kawasaki)
Другие статьи автора
Как стать профи по презентациям
Девять уловок инвестора
Как-то я посещал тренировки для взрослых по хоккею. Каждое занятие начиналось с того, что мы все вставали лицом к трибунам, и по сигналу тренера скользили назад. На втором свистке все останавливались и по тому, насколько далеко за это время смог проехать каждый, он распределял нас по группам.
Таким образом тренер хотел добиться большей отдачи и эффективности, объединяя людей с одинаковым уровнем подготовки. Однажды я попытался объяснить ему что, поступая так, он заставляет парней из слабых групп, а среди них и я, считать себя неудачниками и просто забивает наши умы негативными мыслями. И неудивительно, что дальше на занятии мы показываем результаты хуже, чем могли бы (теоретически). Мои слова тренер, конечно, проигнорировал – в конец концов, он из Миннесоты, а я родом с Гавайев.
Совсем недавно я прочел статью «Стадный эффект. Как стереотипы влияют на поведение» (“The Choke Factor: How Stereotypes Affect Performance”), в которой рассматривается влияние стереотипов на эффективность поведения, а именно о группах с определенным набором стереотипов. К примеру, если перед началом математического теста сказать девушкам, что вообще женщины считаются довольно плохими математиками, их результаты окажутся более низкими.
Это есть «усиленная когнитивная нагрузка», когда целой группе внушают определенные стереотипы. Навязанные негативные мысли – это нагрузка, которая вмешивается и нарушает поведение. Как думаете, что произойдет, если вам сказать, что вы не способны руководить компанией? Предприниматели – так же как и те самые хотим-стать-хоккеистами, и студентки, готовящиеся к математическому тесту – не должны принимать на веру все научные изыскания и поддаваться влиянию негативных стереотипов.
Как это можно избежать:
1. Держитесь подальше от негативных людей. К ним относятся те, кто считают, что начинающие предприниматели понятия не имеют, что им нужно делать. (Пожалуй, к ним не относятся инвесторы, которые редко говорят именно то, что действительно думают.) А вот от матерых бизнесменов стоит держаться подальше – они уже давно забыли, какими неопытными были в «вашем возрасте» и считают себя исключительными экспертами.
2. Игнорируйте тех, с кем вы все же вынуждены общаться Счастье в неведении, как сказал бы Джордж Оруэлл. Если станете раздумывать над тем, что они вам сказали, так оно и будет. Поэтому выбирать, что оставлять без внимания так же важно, как к знать к чему прислушиваться, а к чему нет. Лучший способ игнорировать – тут же с головой погружаться в работу. Когда я работаю, абсолютно ничего не может меня отвлечь, разве что необходимость поесть и сходить в туалет – да и про это я иногда могу забыть.
3. Побольше позитивных мыслей В статье говорится, что позитив также влияет на настрой – что называется, клин клином вышибают. Например, начинающие предприниматели могут чаще вспоминать, что несколько парней или девушек, просто влюбленные в технологии и далеко не опытные бизнесмены, основали такие компании как Apple, Yahoo!, Google, YouTube, и Facebook. Наверное, это основная причина, почему Силиконовая долина остается столь притягательной для молодых людей, желающих основать свою собственную компанию – очень силен стереотип, что здесь молодые люди добиваются огромных успехов.
4. Раздвигайте рамки своего восприятия Наконец, вы можете контролировать, насколько сильно вы ассоциируете себя с той или иной группой. Например, вам совсем не обязательно считать себя «начинающим предпринимателем». Вы могли бы быть матерью, отцом, женой, мужем, студентом, программистом, маркетологом, – кем вам комфортнее. Или не начинающим хоккеистом-неудачником, как из моего хоккейного опыта, а 53-летним парнем с Гавайев, большинство ровесников которого играют в гольф, если, конечно, они вообще занимаются спортом.