9марта Русская Православная Церковь отмечает Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и воспоминает Адамово изгнание из Рая.
Утром 9 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя.
Обратившись к богомольцам по окончании Божественной литургии, Святейший Патриарх Алексий поздравил всех с заговением на Великий пост и, в частности, подчеркнул: «Закончились приготовительные недели к Великому посту – времени воздержания, покаяния и самопроверки в свете Заповедей Господних». «В сегодняшнем апостольском чтении говорилось: "Ночь прошла, а день приблизился" (Рим 13. 12). Духовное обновление сравнивается с днем, с весной, когда обновляется природа после зимнего периода, – сказал Святейший Патриарх. – В жизни каждого человека должно происходить духовное обновление. Первым условием нашего покаяния перед Господом Богом является наше взаимное примирение друг с другом, чтобы не оставалось злобы, раздражения обид на ближнего, и мы со спокойным сердцем могли войти в спасительное время Великого поста».
Вечером 9 марта, в Прощеное воскресенье, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню с чином Прощения.
Его Святейшеству сослужил архиепископ Истринский Арсений.
После пения Великого прокимна «Не отврати Лица Твоего» и закрытия Царских Врат Святейший Патриарх Алексий, архиепископ Арсений и духовенство переоблачились в черные великопостные облачения.
Вечерня завершилась чтением молитвы святого Ефрема Сирина и отпустом. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал две молитвы на начало Святыя Четыредесятницы и обратился к пастве с традиционным напутствием на Великий пост.
Попросив друг у друга и у народа прощения, Святейший Патриарх Алексий, архиепископ Арсений и клирики Храма Христа Спасителя благословили верующих на начало Великого поста.
Слово Святейшего Патриарха Алексия при совершении чина Прощения
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы стоим на пороге Святой Четыредесятницы. В течение трех подготовительных недель Святая Церковь готовила нас к вступлению в спасительное время Великого поста. Притчей о мытаре и фарисее Церковь научала нас смирению. В притче о блудном сыне нам был явлен пример сердечного разумения и покаяния перед Отцом Небесным. В неделю о Страшном суде на чтении Евангелия апостола и евангелиста Матфея мы слышали, что Господь в конце времен спросит: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда скажут Ему: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Господь говорит им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 42-45). Господь ждет от нас добрых дел, ибо они – то богатство, которое мы возьмем за порог вечности.
Сегодня, в Прощеное воскресенье, за Божественной литургией читалось Евангелие от Матфея, в котором говорилось: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Господь простит наши грехи в ответ на наше доброе отношение к ближним.
Спаситель говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Свои недостатки мы не чувствуем, а ближнего готовы осудить, обвинить в нарушении Заповедей Божиих за каждый проступок. И вот, Господь спрашивает каждого из нас: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3).
Если мы все задумаемся о своем прошлом и настоящем, то увидим, сколько раз мы обижали и осуждали своих ближних, сколько в нас неприязни по отношению к тем, с кем мы идем по дороге жизни. Каждый из нас испытал, как больно и тяжело бывает, когда нас обижают и осуждают, особенно, незаслуженно, но порой мы забываем о том, что наши ближние так же страдают от обид и осуждений, как и мы.
В Прощеное воскресенье Святая Церковь призывает нас к прекращению ссор и взаимному примирению, к стяжанию «духа мирна». Какое значение для христианина имеет этот внутренний, духовный, мир? Великий подвижник нашей Святой Церкви преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». И наоборот, – нестроения во взаимоотношениях с ближними, отягощающие душу, препятствуют духовному росту человека. Ведь неспроста говорится в Священном Писании: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4. 26). Гнев и раздражение надо гасить, прекращать в тот же день до захода солнца.
В Прощеное воскресенье мы должны найти тех, кому, действительно, принесли скорбь, печаль, кого осудили, с кем поссорились, и постараться, по возможности, взаимно с ними примириться, признав свою вину. Всех, кто нас оскорбил, надо от души, от сердца простить и сбросить с души тяжкий камень обиды и гнева. Каждый, я думаю, испытал на себе, что после взаимного примирения и прощения в душе воцаряется мир, который позволяет нам с дерзновением приступать к молитве, – в этом заключаются смысл и значение Прощеного воскресенья, предваряющего Великий пост.
Спасительное время Великого поста дается нам для того, чтобы проверить себя в свете заповедей Христовых. Правильно ли мы живем? Что нам нужно исправить в себе, от каких соблазнов удалиться, какие грехи преодолеть? Наступает время смирения, покаяния и молитвенного подвига. Богослужения, которые совершаются в Великом посту, направлены на то, чтобы пробудить нашу совесть, призвать нас к молитве, вознести наше сердце горе, к Богу.
Горячая молитва имеет великую силу, укрепляющую нас и помогающую нашим ближним в трудностях, потерях, болезнях. А в молитве Господней, которую мы читаем в начале дня, и на сон грядущий, и перед вкушением пищи, мы просим Отца Небесного: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Давайте же проверим, оставляем ли мы долги (обиды, огорчения, проступки) нашим ближним? Если да, то и Господь простит нам наши согрешения.
Молитвенно желаю всем вам пройти поприще Святой Четыредесятницы с пользой для души. Никто из нас не знает, станет этот Великий пост последним в его жизни или нет, ибо от Господа устрояются пути человека. Используйте же это благоприятное время для молитвенного подвига, покаяния и очищения от грехов, а сегодняшний день – для взаимного прощения.
Как Предстоятель Церкви, как человек, который почти 60 лет совершает Богослужения у престола Божия, я хочу попросить у вас прощения. Знаю, что зачастую священнослужители недостаточно внимательно относятся к мирянам, которые несут в храм Божий свои нужды и скорби. Но нам предстоит вместе идти спасительным путем поста, покаяния и молитвы. Простите нас за наши согрешения вольные и невольные!
Чин Прощения восходит ко временам появления первых монастырей, когда в этот день вся братия собиралась вместе, испрашивая друг у друга прощения и молясь о благословении Божием на совершение Великого поста. Прощенное воскресенье заканчивалось Пасхальным песнопением для тех, кто, может быть, не доживет до Светлого Праздника Воскресения Христова. Поэтому и для нас сегодня после покаянных молитв будет пропета Пасхальная стихира, которая да дарует всем нам радость ожидания встречи с Воскресшим Господом и Спасителем!
Помолимся!
Русская Православная Церковь вошла в Великий пост. Семь недель верующие будут готовить себя молитвой, воздержанием и делами милосердия ко встрече с Воскресшим Спасителем. В первые четыре дня Великого поста, по традиции нашей Церкви, в храмах во время вечернего богослужения читается Покаянный канон святителя Андрея Критского.